ДОН БРОТИГЕМ: многоликий оформитель Когда в твоём портфолио более трёх тысяч коммерческих иллюстраций (в первую очередь, обложек для книжных изданий), сложно говорить об исключительно высоком качестве исполнения – скорее, мы имеем в виду некое владение ремеслом. Именно таков Дон Бротигем: за 35 лет карьеры он сменил массу стилей и манер, используя их как рабочий инструмент, но при этом иногда добивался исключительных результатов. О биографии Бротигема известно не так уж много: родился в Нью-Джерси в 1946 году, в 1971-м выпустился из Школы визуальных искусств и вскоре начал работать иллюстратором-фрилансером. Начав с музыкальных обложек, он постепенно стал всё больше сотрудничать с книжными издательствами и сделал себе большое имя на этом рынке. Пожалуй, самой известной работой Дона в этом качестве стало оформление романа Стивена Кинга "Противостояние" – оно было удостоено звания "Обложка года" (1980) по версии Marketing Bestsellers. По сравнению с книгами, каталог музыкальных обложек Дона Бротигема выглядит достаточно скромным – всего около 80 работ, зато по ним можно проследить любопытную эволюцию. В семидесятых он оформлял пластинки исполнителей R&B, джаза и этники, так что рисунки получались мечтательно-фантазийными, с достаточно сложным символизмом – пусть иногда и небезупречными по исполнению (местами манера даже граничит с наивной живописью). В начале восьмидесятых клиентура Бротигема заметно меняется: это всё чаще рокеры-тяжеловесы, которым требуется совершенно другая визуальная эстетика, более мрачная и экспрессивная. Отчасти это перекликается с книжной стилистикой научной фантастики. Самой показательной работой этого периода является, конечно, "Master of Puppets" группы Metallica. В этой иллюстрации заметны как сильные, так и спорные черты иллюстратора: он умеет создать чёткий эмоциональный образ, но при этом запросто может забыть о достоверности и проработке деталей (подробнее об этом – в следующем посте), но в итоге всё равно получается настоящая визуальная икона. Музыкальным кавер-артом Дон Бротигем перестал заниматься в начале 90-х – примерно тогда же, когда сменилось поколение рокеров, и на смену хеви-металу пришёл грандж. При этом каталог книжных обложек продолжил пополняться вплоть до самой смерти иллюстратора в 2008 году. Тогда же вышла и богато оформленная антология "Don Brautigam: A Portfolio", ставшая его своеобразной эпитафией. #DonBrautigam